«Дебюсси» для чувств

В Бруклинской академии музыки 11 декабря, 2016 прошло выступление, которое ознаменовало историческое возвращение “чувственного театра”.

Вы когда-нибудь хотели испытать на себе такое понятие как «синестезия»? Одна амбициозная театральная труппа из Великобритании ослепит Вас в прямом смысле слова, прямо через весь зал до вашего носа дойдет аромат духов, ваши уши смогут насладиться прекрасной музыкой, Ваша глаза будут следить за движениями удивительного танца. И все это в попытке симитировать синестетический и кросс-модальный опыты. Тридцать исполнителей с завязанными глазами, 4 хореографа, один ведущий, один парфюмер и консультационный психолог.

Программа отметила историческое возвращение «синестезии», а точнее проявленного к ней интереса, который появился чуть больше 100 лет назад. Раньше также были попытки поделиться с зрителями опытом синестета. Так в 1983 году британский художник Александр Уолллес Римингтон изобрел инструмент "the clavier a lumieres" (“светоклавесин” или “цветовой орган”), основанный на стремлении достичь однозначности “перевода” музыки в свет на основе “спектр- октава”. Этим инструментом интересовались Рихард Вагнер и сэр Джордж Гроув. Но этот инструмент задействовал только пару органов.

Руководитель «Дебюсси» Стефани Сингер пояснила, что ее компания, BitterSuite UK, начала свою деятельность с вопроса: "Можем ли мы углубиться в музыку настолько, чтобы задействовать весь имеющийся сенсорный опыт при прослушивании классической музыки. Не просто слышать ушами, но и задействовать вкус, запах, зрение и все тело."

Дебюсси- это международный дебют для компании, которая ранее имела большой успех с иммерсивными спектаклями в Великобритании. Вовлечение всех органов чувств оставляет неизгладимое впечатление на зрителей. "Много слез, смеха и много других различных реакций, объясняет г-жа Сингер. Как только у зрителя «забирают глаза», они должны отпустить себя и полностью довериться гиду. Наши посетители не всегда просто люди, которые хотят испытать на себе чувства синестета, но так же приходят сами синестеты с целью увеличить синестетический опыт. Безусловно, есть зрители от которых нет ответной реакции, которые находят сенсорные элементы подавляющими. Но мы открыты к любым реакциям, ведь это эксперимент.»

Еще задолго до выступления мы спрашивали г-жу Зингер, правда ли, что они готовят выступление в Нью-Йорке? «Это будет дебют в этом городе, захватывающий эксперимент. Для того, чтобы решиться выступить в Нью-Йорке мы на протяжении 4х лет работали с британской публикой. Интересно как отреагирует новая публика. Это будет большое и захватывающее расследование потенциальных культурных различий в аспекте эмоциональных реакций. Мне интересно, будет ли аудитория более активная или менее активная нежели чем в Великобретании.»

оригинал статьи