Автор:
Мария, Москва
Специально для synaesthesia.ru
Публикуется с личного разрешения
Дата публикации: 22/09/2010
В моем мозгу с детства стоят предохранители.
Первый – предохранитель от недоуменных взглядов: я просто перестала
рассказывать о «цветных буквах», ведь даже дети знали слово
«шизофреник», которое, если настаивать, могло легко превратиться в
кличку. Родителей тоже пугать не стоило.
Следующий – от самих букв и цифр, которые упорно не желали
расставаться со своими цветами. К этому можно только привыкнуть и не
обращать внимания. Еще один предохранитель от неприятных сочетаний.
Ведь слово – не только сочетание букв, но и сочетание цветов, и
невинное с виду слово, если на секунду потерять контроль, может
превратиться в отвратительную цветовую кашу.
Предохранители надежно работают, а их «сбои» имеют весьма полезный
эффект. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то не было ни
программы Word, ни функции проверки орфографии. В те невероятно
далекие времена функцию «подчеркивания» неверно написанных слов
выполняла моя странная особенность – отличная визуальная память на
форму слова и его «правильную окраску» не допускала никаких
отклонений от идеала.
С тех пор мало что изменилось. Когда вместо «мне хочется» пишут «мне
хочеться», или вместо «проблема» - «проблемма», то появляется и
лишний цвет, и лишняя форма (в первом случае мягкий знак цвета серой
пыли выглядит как ненужная дырка, во втором – слишком длинная полоса
синего цвета из-за сдвоенной «м» нарушает цветовой баланс слова).
Если вместо «корова» мне встретится хрестоматийная «карова», то в
первую очередь взгляд зацепится за неправильный цвет (красная «а»
вместо желтой «о»). В последние годы пришлось оборудовать мозг новым
предохранителем, иначе бы он взорвался от орфографических атак юных
интернет-юзеров.
До сих пор не могу не сделать замечания, проходя мимо текста с
ошибкой. «Проходя мимо» в буквальном смысле – например, мимо стола,
на котором лежит чей-то свежесозданный документ. В середине текста
одно слово написано с ошибкой. На его локализацию уходит… ну,
сколько секунд длится «один взгляд»? Ошибка сияет, как семафор, как
ее не заметить? И ведь не сказать не могу – неправильные цвет или
форма вызывают буквально физическую реакцию, таки передергивает… Еще
немного, я меня бы стали считать «орфо-наци», но открытие слова
«синестезия» все изменило. Теперь-то я могу с гордостью назваться
синестетом. Слово умное, вид при этом надо сделать торжествующий.
Срабатывает... Как у Фазиля Искандера: «…а у меня дядя сумасшедший». Unbeatable.
Говорят, что хорошая память – как обычная, так и визуальная – почти
обязательное «приложение» к синестезии. Хотя у меня есть стойкое
подозрение, что это касается в основном людей с синестезией на буквы
или слова – цвет, звук, далее по списку. Ведь многие знания мы
получаем из слов – сказанных, напечатанных… Не знаю, насколько верны
мои подозрения, статистика по синестезии – штука редкая.
Во всяком случае, моя визуальная память в отношении формы и окраски
слова работает не только с русским языком. На иероглифах себя не
проверяла, но с латиницей проблем нет: французский, английский, даже
немецкий – однажды я помогала составлять базу данных немецкой
библиотеки, не зная немецкого. Ошибок не было. Это удивляло всех,
кроме меня. Секретное оружие на то и секретное.
Предохранители в мозгу позволяют спокойно читать тексты, набранные
черными буквами. А ведь есть люди, которые вообще не могут смириться
с цветами букв, отличными от их собственных. Читала однажды о такой
женщине. Это, должно быть, невероятно мучительно, хоть из дома не
выходи – буквы сейчас повсюду…
Черный цвет принимается как нейтральный. Однако если весь текст
набран красным или синим – уже неприятно, слишком активный цвет
мешает привычному «порханию» собственных цветов над текстом.
Или такое: говорят, у «зарубежных» синестетов буква «А» в основном
голубая, а у русских – в основном красная. И что цветовые ассоциации
невероятно устойчивы, нельзя заставить перекрасить буквы в
несвойственный им цвет. Тут же хочется воскликнуть: "Вот-вот, пусть
только попробуют!" Нет, я,
конечно, могу представить голубую А, но это будет какой-то
отдельный, параллельный объект с настоящей А, которая, конечно,
красная. И буду чувствовать себя как снисходительный обладатель
высшего знания: «Ты, мой зарубежный друг, можешь считать, что А –
голубая, не буду тебя разубеждать, ты можешь спокойно всю жизнь
прожить в своем заблуждении. Но я-то знаю, что А – красная» (и
усмехнуться, как ковбой в конце фильма). В более трагическом
варианте с сожжением на костре за ересь подходит вариант «А все-таки
она красная!!!».
И вообще – моя синестезия, мой мозг, что хочу, то и делаю.
Прекрасное ощущение свободы. Цвета можно приглушать или делать ярче,
устраивать из букв картины Кандинского, они могут висеть в воздухе
или покоиться на черном фоне закрытых глаз, становиться желудем или
розой, вспыхивать неоновой вывеской – достаточно лишь немного
вывернуть предохранитель.
И все же моя волшебная синестезия таила в себе одну неприятность,
которая вылезла на свет с появлением разных карт и ПИН-кодов к ним.
И вот у меня три карты, то есть три раза по четыре цифры кода, и эти цифры относятся к
одному цветовому ряду! Значения разные, порядок разный, а цвета
почти одинаковые!! Каждый раз, набирая ПИН, я «зависала» на пару
секунд, пытаясь воспроизвести правильную коричневую
последовательность…
Да, коды пришлось сменить.
А в остальном все, пожалуй, хорошо.
Назад в раздел
"Истории"
|