Автор: Мария, Москва
Специально для synaesthesia.ru
Публикуется с личного разрешения
Дата публикации: 22/09/2010

 

В моем мозгу с детства стоят предохранители.
Первый – предохранитель от недоуменных взглядов: я просто перестала рассказывать о «цветных буквах», ведь даже дети знали слово «шизофреник», которое, если настаивать, могло легко превратиться в кличку. Родителей тоже пугать не стоило.
Следующий – от самих букв и цифр, которые упорно не желали расставаться со своими цветами. К этому можно только привыкнуть и не обращать внимания. Еще один предохранитель от неприятных сочетаний. Ведь слово – не только сочетание букв, но и сочетание цветов, и невинное с виду слово, если на секунду потерять контроль, может превратиться в отвратительную цветовую кашу.
Предохранители надежно работают, а их «сбои» имеют весьма полезный эффект. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то не было ни программы Word, ни функции проверки орфографии. В те невероятно далекие времена функцию «подчеркивания» неверно написанных слов выполняла моя странная особенность – отличная визуальная память на форму слова и его «правильную окраску» не допускала никаких отклонений от идеала.

С тех пор мало что изменилось. Когда вместо «мне хочется» пишут «мне хочеться», или вместо «проблема» - «проблемма», то появляется и лишний цвет, и лишняя форма (в первом случае мягкий знак цвета серой пыли выглядит как ненужная дырка, во втором – слишком длинная полоса синего цвета из-за сдвоенной «м» нарушает цветовой баланс слова). Если вместо «корова» мне встретится хрестоматийная «карова», то в первую очередь взгляд зацепится за неправильный цвет (красная «а» вместо желтой «о»). В последние годы пришлось оборудовать мозг новым предохранителем, иначе бы он взорвался от орфографических атак юных интернет-юзеров.
До сих пор не могу не сделать замечания, проходя мимо текста с ошибкой. «Проходя мимо» в буквальном смысле – например, мимо стола, на котором лежит чей-то свежесозданный документ. В середине текста одно слово написано с ошибкой. На его локализацию уходит… ну, сколько секунд длится «один взгляд»? Ошибка сияет, как семафор, как ее не заметить? И ведь не сказать не могу – неправильные цвет или форма вызывают буквально физическую реакцию, таки передергивает… Еще немного, я меня бы стали считать «орфо-наци», но открытие слова «синестезия» все изменило. Теперь-то я могу с гордостью назваться синестетом. Слово умное, вид при этом надо сделать торжествующий. Срабатывает... Как у Фазиля Искандера: «…а у меня дядя сумасшедший». Unbeatable.

Говорят, что хорошая память – как обычная, так и визуальная – почти обязательное «приложение» к синестезии. Хотя у меня есть стойкое подозрение, что это касается в основном людей с синестезией на буквы или слова – цвет, звук, далее по списку. Ведь многие знания мы получаем из слов – сказанных, напечатанных… Не знаю, насколько верны мои подозрения, статистика по синестезии – штука редкая.
Во всяком случае, моя визуальная память в отношении формы и окраски слова работает не только с русским языком. На иероглифах себя не проверяла, но с латиницей проблем нет: французский, английский, даже немецкий – однажды я помогала составлять базу данных немецкой библиотеки, не зная немецкого. Ошибок не было. Это удивляло всех, кроме меня. Секретное оружие на то и секретное.

Предохранители в мозгу позволяют спокойно читать тексты, набранные черными буквами. А ведь есть люди, которые вообще не могут смириться с цветами букв, отличными от их собственных. Читала однажды о такой женщине. Это, должно быть, невероятно мучительно, хоть из дома не выходи – буквы сейчас повсюду…
Черный цвет принимается как нейтральный. Однако если весь текст набран красным или синим – уже неприятно, слишком активный цвет мешает привычному «порханию» собственных цветов над текстом.

Или такое: говорят, у «зарубежных» синестетов буква «А» в основном голубая, а у русских – в основном красная. И что цветовые ассоциации невероятно устойчивы, нельзя заставить перекрасить буквы в несвойственный им цвет. Тут же хочется воскликнуть: "Вот-вот, пусть только попробуют!" Нет, я, конечно, могу представить голубую А, но это будет какой-то отдельный, параллельный объект с настоящей А, которая, конечно, красная. И буду чувствовать себя как снисходительный обладатель высшего знания: «Ты, мой зарубежный друг, можешь считать, что А – голубая, не буду тебя разубеждать, ты можешь спокойно всю жизнь прожить в своем заблуждении. Но я-то знаю, что А – красная» (и усмехнуться, как ковбой в конце фильма). В более трагическом варианте с сожжением на костре за ересь подходит вариант «А все-таки она красная!!!».

И вообще – моя синестезия, мой мозг, что хочу, то и делаю. Прекрасное ощущение свободы. Цвета можно приглушать или делать ярче, устраивать из букв картины Кандинского, они могут висеть в воздухе или покоиться на черном фоне закрытых глаз, становиться желудем или розой, вспыхивать неоновой вывеской – достаточно лишь немного вывернуть предохранитель.

И все же моя волшебная синестезия таила в себе одну неприятность, которая вылезла на свет с появлением разных карт и ПИН-кодов к ним. И вот у меня три карты, то есть три раза по четыре цифры кода, и эти цифры относятся к одному цветовому ряду! Значения разные, порядок разный, а цвета почти одинаковые!! Каждый раз, набирая ПИН, я «зависала» на пару секунд, пытаясь воспроизвести правильную коричневую последовательность…
Да, коды пришлось сменить.
А в остальном все, пожалуй, хорошо.
 

Назад в раздел "Истории"